26 октября в российских кинотеатрах премьера – историческая драма «Императрицы», масштабный экскурс в историю русской монархии от режиссера Андрея Кравчука. Продолжение формата костюмной докудрамы, переосмысленного проектом «Петр I. Последний царь и первый император», переносит на большие экраны биографии царствующих женщин.
В первую очередь, это фильм о Елизавете Петровне Романовой, оставившей в истории множество мифов. Главная модница отечественной истории, покровительница университетов и предтеча просвещенного абсолютизма: в личности императрицы много, казалось бы, несочетаемых черт. Кино-Театр.Ру вспоминает о том, как мировой кинематограф искал в образе Елизаветы женщину, политика и «загадочную русскую душу».
Историческая легенда гласит, что царствование императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого и ключевой фигуры эпохи дворцовых переворотов в России, началось с фразы: «Малютка, ты ни в чем не виноват». Ее она якобы адресовала младенцу Ивану – императору России, пришедшему на смену почившей императрице Анне Иоановне. Новорожденный на троне пробыл чуть больше года: посажен на него был герцогом Бироном (подарившем истории термин «Бироновщина» – что-то среднее между Семибоярщиной и Семибанкирщиной). Низложен – дочерью Петра I Елизаветой, взявшей власть штыками верного ей Преображенского полка. Младенец и вправду был ни в чем не повинен, кроме случайно подвернувшегося государственного наследства. Но и этого было достаточно, чтобы навечно изолировать Ивана от мира. Он проживет 23 года, всю жизнь под замком. Имя маленького императора подвергнут забвению: монеты с его профилем расплавят, образ маленького самодержца забудут при чествовании 300-летия дома Романовых в 1913 году. И в историю он войдет не как Иван VI, а как «Безымянный узник» Шлиссельбургской крепости. Русский «Человек в железной маске».
Эту судьбу юному Ивану обеспечит будущая императрица, пришедшая в спальню его матери в кирасе и пышном платье — ее образ будет подобен этому наряду, останется до парадоксального неоднородным. Елизавета Петровна вернется на престол с декларацией восстановления петровских порядков, и слово свое формально сдержит. Ее запомнят по, на первый взгляд, несочетаемым чертам биографии: крепкая государственница, покровительница наук и искусств. Но при этом – фанатичная любительница увеселений, растратившая на балы и дворцы баснословные деньги из дышащей на ладан российской казны. Приступы гедонизма сменялись трепетной любовью к Отчизне – вот кто по праву может взять на себя титул «Шальной императрицы». Неудивительно, что в кино Елизавета Петровна также вечно бросается в крайности, выступая в роли то великого мудреца, то стареющей венценосной старлетки. «Веселая царица Была Елисавет».
«Беспутная императрица» (1934)
Классический царский байопик – плоть от плоти эпохи, когда эксплуатация образа российских императоров становится мейнстримом. 1934 год – уже вышел и оскандалился фильм «Распутин и императрица» от MGM, и теперь попробовать себя на поприще русской сказки для взрослых попыталась студия Paramount Pictures. У нее были два неопровержимых козыря: режиссер Джозеф фон Штернберг и великая Марлен Дитрих, которой предстояло воплотить на экране образ Екатерины II – традиционно Голливуд примечает ее преимущественно по армии фаворитов. Отсюда и название фильма, в оригинале обыгрывающее библейский троп о великой блуднице.
«Елизавета» интересна не исторической правдой – скорее, осознанным пренебрежением ей. Режиссер Дмитрий Иосифов не допускает возвращения на экран мрачных красок «Грозного» или «Годунова», предоставляя зрителю предельно честный продукт: приключенческую историю о молодой девушке, которая предпочитает свободу династическим укладам. Российский аналог «Великой» (не сюжетно, по духу протеста) оказался довольно целомудренным, но озорным. Ну и сохранил главное – тренд на сильных героинь стиля self-made. Какое-никакое, но все же подтверждение, что проекты ВГТРК тоже способны эволюционировать, уходя от наива формулы «Доярки из Хацапетовки».
«Императрицы» (2023)
Новый проект Андрея Кравчука не просто продолжает киноисторию Российской империи, а продвигает новый формат исторического кино: синергию блокбастера и докудрамы. «Последний царь и первый император» зазывал зрителя медийными артистами в ролях персон из учебников истории, но уже в процессе просмотра раскрывал свою суть: это не в полном смысле художественная картина, скорее дорогая реконструкция. Или, что вернее, образовательное пособие, собранное в новую медийную обертку: продолжение идей, которые телевидение развивало годами: от «Российской империи» до «Романовых». Проект Леонида Парфенова при всех своих достоинствах визуально устарел, докудрама от Star Media вряд ли удивит кого-то выдающейся актерской игрой.
В то же время «Императрицы», вслед за Петром, намерены именно удивлять и привлекать зрителя в кинотеатр на полновесную историческую лекцию, разыгранную в лицах самыми звездными артистами. В грядущем проекте императрицу Елизавету Петровну играет Юлия Пересильд и ее дочь Мария — куда уж актуальнее? А вот какую из многочисленных масок императрицы им предстоит сыграть — интриганку, тусовщицу, реформатора умов — узнаем в день премьеры.
«Императрицы» в кинотеатрах с 26 октября.
Ссылки по теме
«Она вложила много сил и энергии в развитие прав человека»: Юлия Пересильд об императрице Елизавете Петровне
Продолжения «Гардемаринов» выйдут в прокат осенью 2023 года
Нет преград: 15 знаменитых женщин, ставших героинями фильмов
Главное, чтобы корона сидела: 10 актрис в роли Екатерины Великой
Party Like a Russian: как кино и сериалы представляют императрицу Елизавету Петровну
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии