Добросовестная экранизация романа воспитания о детях, служащих в армии
В далеком будущем человечество, ценой огромных потерь победившее в войне с инопланетной расой жукеров, охвачено паранойей повторного втoржения. Никто не забыт, ничто не забыто. Пропагандистские фильмы заполняют эфир, в школьную программу включены вoенная стратегия и анатомия врага.
Армия космического флота претерпевает реформы: теперь каждый ребенок — потенциальный призывник, вне зависимости от пола и возраста. Дети безжалостны и бесстрашны, готовы воспринимать всё как игру, демонстрируя хорошую реакцию и гибкость ума. Офицеры флота отбирают призывников в вoенную академию по итогам круглосуточных наблюдений через вживленные в детей «мониторы».
После того, как маленький Эндрю Виггин (Эйса Баттерфилд) дает решительный отпор обидчикам в школе, его вербуют в академию, расположенную на орбите Земли. В академии суровый полковник Графф (Харрисон Форд), перебрасывая мальчишку из отряда в отряд, делает из него гениального полководца и убийцу.
Общий замысел фантастического цикла Орсона Скотта Карда «Вселенная Эндера» основан на порицании ксенофобии и массовой истерии, рубящей на корню какой бы то ни было диалог. А также на любви к ближнему. Идея поместить в центр внимания ребенка в данном случае — не предмет социального высказывания на больную тему, а вполне логичная затея. То, что дети — идеальные бойцы, потому что не ведают страха смерти и верят, что это какая-то игра, в которой можно показать себя, давно заметили командиры вооруженных групп в разных частях Земли. И если в европейской части это были просто барабанщики или партизаны, то в странах третьего мира актуальная практика привлечения детей к вoенным действиям несет более смертоносные последствия. Но «Игра Эндера» не о детской жестокости, и даже не о войне. Вoйна проходит на безопасном расстоянии, как бесконтактный симулятор, в котором и бой и потери — понятия условные.
Это вроде бы роман воспитания, но не совсем обычный, так как личность героя к моменту поступления в академию полностью сформирована. Дальше мы видим, как эта личность проявляется в условиях жесткой дисциплины, дедовщины и изнурительных тренировок. Не такая уж необычная ситуация, если бы не одно обстоятельство: книжному Эндеру всего шесть лет. Но в фильме беспощадность и неожиданная мудрость детей дошкольного возраста сменилась старыми-добрыми подростковыми разборками. И удивляться уже особо нечему. Халатность, с которой деятели кинематографа десятилетиями относятся к возрасту литературных персонажей, порой ничем не обоснована. Не было никакой необходимости звать на роль Золушки в одноименный фильм сорокалетнюю актрису. Но когда речь заходит о детях и любой форме насилия — ювенальная юстиция и общественная мораль не позволяют соответствовать первоисточнику. Именно в таких ситуациях от фильма, что называется, убывает. Доминик Суэйн — прекрасная Лолита, но если бы на ее месте была 9-летняя девочка (как и полагается по сюжету книги) — общее впечатление от фильма было бы совершенно другим.
В приключенческий сюжет «Игры» вшит целый комплекс серьезных размышлений. О человеке, подавленном страхом стать похожим на того, кого он больше всего ненавидит. О вечной внутренней борьбе между aгрессией и гуманизмом. О ловко манипулирующем этими страхами руководстве. Даже о шовинизме и религии.
Сохраняя всю эту дидактику в целости и сохранности, нельзя ожидать, что она грациозно впишется в узкий проем формата фантастического блокбастера. Бескомпромиссность Гэвина Худа, который отказался от предложения продюсеров упростить сюжет до вульгарного «наши надирают задницы инопланетянам», похвальна. Поклонники книги уж точно обрадуются. И наверняка поймут осторожность режиссера, который убрал линию политического троллинга, затеянного братом и сестрой Эндера, и сделал фильм самостоятельным и завершенным. То, что при чтении не укладывалось в голове (сцены в тренировочной комнате), на экране обретает смысл и форму. Но для человека, который не спорил с друзьями, как на самом деле должна выглядеть тактика боя в невесомости, этот фильм может показаться слишком затянутым и недостаточно энергичным.
Существует целый ряд замечательных книг, которые оживают в воображении и так и просятся на экран. Но, попадая туда, почему-то блекнут, обесцениваются. В этом загадочном парадоксе заложена принципиальная разница между возможностями и выразительными средствами литературы и кино. С «Эндером» произошло что-то похожее. Снаружи и внутри все на месте: хорошие актеры, качественная графика, зрелищные бои, нравственная дилемма и даже виртуальный тест с мышонком и великаном. Это очень добросовестная экранизация. Но это не совсем то, чего ожидаешь. А объяснить почему — непросто.
Ссылки по теме
13 фильмов октября. Выбор редакции kino-teatr.ru
Харрисон Форд присоединится к «Неудержимым 3»
Харрисон Форд сыграет Хана Соло еще раз
13 фантастических фильмов 2013 года
История кино: Харрисон Форд
Индиана Джонс в Москве
«Игра Эндера»: Просто дети стали старше
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии