Многие наверняка слышали, что проклятие манги Дзюндзи Ито уничтожило очередную — одну из самых амбициозных — попыток адаптировать его жуткую историю о злоключениях города К. Долгострой Хироси Нагахамы («Мастер муси», «Цветы зла»), которое все ждали еще в 2020-м, всё-таки добралось до зрителей — и стало, наверное, одним из главных разочарований года, если не последних лет.
О творческих разногласиях или производственных трудностях мы можем судить лишь по слухам, а вот эффект «Спирали» — в манге и аниме — нам поможет оценить профильный телеграм-канал «Покебол с предсказанием». Почему экранизировать Ито было практически невозможно (и всё же отчасти получилось), размышляет Алексей Филиппов.
В черном-черном городе Куроцу, зажатом между горами и морем так, что получается урбанистический бублик вокруг озера Стрекоз, жила старшеклассница Кириэ Госима. Она ходила в обычную-преобычную школу, и семья у нее была стандартная-престандартная: папа-гончар, мать-домохозяйка и брат-балбес Мицуо. Каждый-каждый день после занятий она спешила на вокзал — чтобы встретить бойфренда Сюити Сайто, который тоже жил в Куроцу, но учился по соседству, в Мидорияме. Поездки туда и натолкнули его на мысль, что на малой родине творится что-то странное-престранное. Частые песчаные вихри, обильные водовороты в стоках, помешательство отца на спиралях… В черном-черном городе Куроцу явно творилось что-то нечистое-нечистое — и со смертью родителя Сюити началась эскалация паранормального. Стали закручиваться гайки фатума — или проклятия.
Самое обидное, что у Нагахамы могло, судя по первой серии, получиться. Помимо засасывающей детализации он придумал, как изобразить «ковыряние» реальности, искажение привычного под воздействием проклятия. Эпизод, где отец Сюити скручивает язык в спираль, сопровожден таким компьютерным спецэффектом, будто персонаж силится покинуть кадр — перейти в измерение космического ужаса. Видимо, об этих ухищрениях режиссер говорил в интервью, где, конечно, не мог заспойлерить, какой мрак ждет анимацию в последующих эпизодах, где уже числятся другие команды.
Самое ироничное, что в проклятие спирали — с большой и маленькой буквы — вполне укладывается производственный ад с рокировками студий: заявленная когда-то Drive («Для тебя, Бессмертный») на релизе превратилась в Fugaku («Собачий сигнал»), а в трех наспех доделанных сериях уже числится Akatsuki («Жилой комплекс С»). Центробежная сила истории — человеческая одержимость: поиском смыслов, любви, внимания, совершенства или места под солнцем (кому-то, впрочем, сгодится и дождь). Два проявления этой «спирали», вероятно, столкнулись и за кулисами аниме, пока Нагахама искал ключ к итовскому кошмару, а продюсеры — путь к релизу без задержек и переплат. Вторым в итоге удалось обогнуть (потенциальный) шедевр, но глубинная мощь истории не распыляется даже в формате презентации для PowerPoint. Тем более адаптации Deen и без явных косяков выглядят гораздо хуже. Деградирующая анимация даже подсвечивает распад общества и личности — столь ужасающие и неизбежные, если смотреть с позиции вечности.
Хотите больше новостей и обзоров аниме — подписывайтесь на «Покебол с предсказанием». Например, там вы можете прочитать интервью с Дзюндзи Ито или о классных мультипликационных хоррорах.
Ссылки по теме
«Городские легенды: Хикико» — забытый 3D-хоррор по мотивам современного японского фольклора
Чудовище убила красота: «Субстанция» — эффектный боди-хоррор с Деми Мур и Маргарет Куэлли
Доктор, я буду жить? Самые странные хорроры в истории кино
Пойди туда — знаю куда: реальные места в аниме
«Каково это — не существовать?»: «Иная» — образцовый хоррор о проклятой школе
Головокружение черной дыры: «Спираль» — сущий кошмар для создателей и зрителей
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии