
Маленькая Эстелла (Типпер Сайферт-Кливлэнд) с непослушной копной черно-белых волос – главная школьная хулиганка. За необычную внешность ее дразнят все одноклассники, кроме разве что темнокожей скромницы в очках Аниты Дарлинг, также подвергающейся школьным насмешкам. Бойкая Эстелла, а вернее ее неугомонная «черная» сущность Круэлла дает всем вредителям отпор. Такой, что в какой-то момент девчонку просто исключают. Для ее тихой, любящей и все понимающей матери Кэтрин (Эмили Бичем), а к тому же отличной швеи, – это повод начать новую жизнь и наконец воплотить свои дизайнерские мечты. Погрузив пожитки и свою хулиганку-дочь с найденным на улице псом в машину, Кэтрин отправляется в Лондон. По пути нужно только заехать в одно странное место – готический особняк, где именно в этот момент идет красочный прием в духе Марии-Антуанетты. «Сиди в машине тихо и не высовывайся», – напутствует Кэтрин беспокойную Эстеллу. Но «не высовываться» – это не стиль взбалмошной девчонки. Очередная озорная выходка Эстеллы заканчивается трагедией – обитающие в особняке далматинцы набрасываются на Кэтрин и скидывают ее с огромного утеса, где расположен особняк. В смерти матери юная Эстелла винит себя – буйную, непокорную, слишком энергичную для тихой Кэтрин, – и обещает сделать все, чтобы покойная мать ею гордилась. Главным образом – реализоваться в профессии, о которой мечтала Кэтрин. Стать дизайнером в «Либерти» – флагманском модном доме Лондона 1970-х, принадлежащем эксцентричной Баронессе фон Хеллман (Эмма Томпсон). Но этот путь к свободе – не столько финансовой, сколько моральной – заставит Эстеллу вспомнить о своей «темной» сущности и вывести на подмостки (здесь опять же практически в прямом смысле слова) эпатажную Круэллу.
Новая кинематографическая жизнь Круэллы – словно насмешка над всеми диснеевскими сказками сразу. История принцессы наоборот, бунтарки, не вписывающейся в каноны того старого консервативного общества, где диктатура силуэтов Диора (пусть и в данном случае лишь отсылающая к ним одежда Баронессы фон Хеллман) морально устаревает перед панк-роком, дерзостью и объемом условной Вивьен Вествуд, которой явно вдохновлялись создатели «Круэллы». Человек из костюмного футляра, даже если не погружаться в его морально-нравственные интерпретации, выглядит зажато и чопорно – не в пример дерзкой Круэлле (во взрослом возрасте восхитительно сыгранной Эммой Стоун) на мусоровозе с ее разлетающейся, пошитой из старой коллекции все той же Баронессы, юбкой, или сконструированной самой молодой модельершей новой, чей «правильный крой» может спасти в любой ситуации.

Креативные, эпатажные костюмы – кстати, что с той, что с другой стороны, – истинная удача «Круэллы», которая и критиков Disney, всегда старающегося быть дипломатичным, даже снимая фильмы о злодеях (или злодейках, которых пока в фильмографии студии, кстати, больше), заставит испытать визуальный восторг. И контрастная Круэлла, кажется, - лучший образ для того, чтобы навсегда попрощаться с миром, консервативно разделяемым на принцесс и ведьм, добро и зло, черное и белое. Не получится только с гениями и злодейством, которые здесь, как в истинной сказке, идут рука об руку. Еще и под невообразимый саундтрек, объединивший в себе Нэнси Синатру и The Doors, Queen и Дорис Дэй. В музыкальном миксе, который становится отдельным образом «Круэллы», – и отсылки к эпохе все тех же 1970-х, изменивших мировую культуру во всех ее аспектах, и еще одна если не насмешка, то колкость в сторону благообразного Disney, мультфильмы которого всегда сопровождаются музыкой, порой даже нарочито. Но «Круэлла» – это не мюзикл, это настоящий рок-концерт, каким, если говорить, о кино, несколько лет назад был, например, «Безумный Макс», из которого, кстати, в «Круэллу» пришла художник по костюмам Дженни Биван.

Ответственность за визуально-музыкальную часть лежит, конечно, на режиссере Крэйге Гиллеспи, до «Круэллы» снимавшем «Тоню против всех» и теперь, кажется, зафиксировавшем за собой статус постановщика, которому особенно хорошо удаются истории ярких, не односложных героинь, гениальных злодеек, с которыми – так или иначе – считается весь мир. Но, безусловно, «Круэлла» не сложилась бы без исполнительниц главных ролей. Наблюдать за модной пикировкой двух Эмм – Стоун и Томпсон – отдельное удовольствие. Обе актрисы с явным восторгом погружаются в материал и готовы работать на грани, исходя из своей гибкой психофизики: и Стоун, и Томпсон – пожалуй, одни из немногих на сегодня актрис, с одинаковой легкостью способных играть как роли хороших, порой даже чересчур благообразных женщин, так и злодеек с их пластичной фактурой и отчаянным почти переигрыванием, которое, впрочем, всегда смотрится на удивление органично. И если от Томпсон в «Круэлле» чаще требуется уровень холодной чопорности, близкой к другому «диснеевскому» проекту – «Спасти мистера Бэнкса», то для Эммы Стоун этот фильм – настоящий актерский подарок, где она может проявить дар трагикомической актрисы, возможно, лучшей в поколении. Свой талант до этого столь же ярко Стоун проявляла в «Фаворитке» Йоргоса Лантимоса, сценарий для которой писал Тони Макнамара. Он же – наряду с Гиллеспи, теперь тоже один из главных специалистов по женским киноинтригам – работал и на «Круэлле». Вместе, кстати, с Алин Брош Маккена, написавшей сценарий «Дьявол носит Прада», отголоски которого нашли место и в этой «диснеевской» антисказке. Недаром же и псевдоним Де Виль у главной героини отсылает к слову «дьявол». Лаконичному Prada, впрочем, в «круэлловском» Лондоне 1970-х, как и всем «старикам», не место. Только свобода, только панк-рок – пусть дело касается моды или необузданного, может быть, даже злодейского нрава. Хотя ни одна собака при съемке фильма, что важно, не пострадала.
«Круэлла» в кино с 3 июня.
Ссылки по теме
Сиквел «Тихого места», «Круэлла» и ещё 11 фильмов июня
Неэкологичная мода: Настасья Самбурская, Елена Валюшкина и Алёна Водонаева
20 самых ожидаемых экранизаций 2021 года
Свежие комментарии