В четверг в Москве завершился второй открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний», где главный приз получил фильм Ивана И.Твердовского «Панические атаки», эту же картину отметили наградой за лучшую мужскую роль Сергея Двойникова. Еще две статуэтки «Зимнего» – за лучшую женскую роль (Полина Цыганова) и визуальное решение (оператор Алексей Зайков) достались дебютной ленте выпускника Санкт-Петербургского института кино и телевидения Ильи Михеева «110». Рассказываем об этих картинах подробнее.
«Панические атаки» – шестой игровой полный метр Твердовского, чей «Класс коррекции» почти десять лет назад был назван лучшим дебютом «Кинотавра». После были «Зоология» и «Подбросы», которые также не оставались без призов, но не выходили за рамки во многом провокационного стиля режиссера, очевидно, накачанного духом Ларса фон Триера. С «Конференции» 2020-го Твердовский стал вписывать истории героев в общественно-политический, даже во многом исторический контекст: в том фильме, напоминающем сеанс психотерапии, речь шла о выживших во время захвата зрителей и артистов мюзикла «Норд Ост» в 2002 году. В последующем «Наводнении», снятом по мотивам одноименной повести Замятина, режиссер будто бы подводил черту под предыдущим творчеством, заперев потерявшую дар речи после смерти родителей героиню в антураже почти советского бассейна – на территории если не молчания, то замалчивания травли и конфликтов поколений. В «Панических атаках» тоже молодая девушка – Вика в исполнении Лены Трониной – напротив, пытается выбраться из вечно замкнутого пространства родного Отечества. Приведет этот путь к свободе или большей истерии – большой вопрос.
Для Полины Цыгановой – дочери известных актеров Ирины Леоновой и Евгения Цыганова – это первая главная роль в кино, причем вполне заслуженно отмеченная призом. Она удивительно бодро отыгрывает и еще разговорчивую дерзость Алисы, и холодное трагическое молчание – так, что порой затмевает главную партнершу по фильму, опытную Елизавету Боярскую.
Дебют Ильи Михеева можно обвинить и в нарочитости визуального ряда: и постановщик, и более опытный оператор Алексей Зайков тут действительно демонстрируют все углы оптики, на которую способны, чтобы заявить о себе, — и в манипулятивности очередной истории про булинг и трудных подростков. Однако и на эту уже примелькавшуюся в отечественных сериалах тему у дебютанта Михеева находится свой взгляд, концентрирующийся не столько на взаимоотношениях подростков, сколько на драме поколений молодых отцов, матерей и их уже повзрослевших детей, которые то и дело меняются ролевыми моделями, а дети зачастую оказываются сильнее родителей.
Ссылки по теме
Не мы: «Наводнение» — эпидемия молчания по Замятину
«Класс коррекции»: Все дети равны, но некоторые равнее
«Люся»: Данила Козловский меж трех огней
«Конференция»: Я/Мы - заложники
«Подбросы» Ивана И. Твердовского: Только бог простит
«Теснота»: Три цвета - Синий
«Зоология»: Хвост съедает душу
Зимние «Панические атаки»: лучший фильм Ивана И.Твердовского и решительный дебют Полины Цыгановой
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии